Техника “До и после” для создания качественных текстов

Виталий Колесник

«До и после» — техника, позволяющая на порядок улучшить уже существующий текст. Она неоценима, когда качество текста играет для вас первостепенную роль (вы готовите выступление, пишете письмо работодателю или деловому партнеру, программный пост в блоге, статью, книгу), а также очень полезна для развития навыков работы с письменным текстом, которые сегодня нужны абсолютно каждому.

Техника создания качественных текстов Суть техники в том, чтобы на время перейти от написания текста к его описанию и благодаря этой работе сделать текст понятнее для читателя, убрать лишнее и ярче высветить главное. Не меняя существа текста, техника глубоко меняет его форму. Этот процесс сам по себе приносит большое удовольствие, а результат по-настоящему впечатляет.

Несмотря на свой опыт работы с текстом (ведение блогов, журналистика и собственные литературные опыты), каждый раз, когда я пользуюсь этой техникой, меня удивляет, сколько она открывает возможностей для улучшения уже, казалось бы, неплохо написанного текста. Хотя эта работа требует дополнительного времени, игра стоит свеч — ведь в наше время content is the king. Сегодня каждый, кто хочет чего-то добиться в жизни, должен или сам стать писателем, журналистом, копирайтером, коммуникатором, мастером эпистолярного жанра, афористом и так далее, или всю жизнь платить тем, кому это удается.

Итак, перехожу к инструкции. Сразу хочу предложить вам не ограничиваться мыслью «когда-нибудь обязательно попробую», а сделать это прямо сейчас или хотя бы запланировать эту работу на ближайший свободный интервал времени. Это принесет вам конкретную пользу в виде улучшенного текста и практический опыт применения этой техники, который много раз окупится в дальнейшем.

  1. Первый шаг — описать текст как целое. Не перечитывая свой текст, ответьте в 1—2 предложениях (здесь и далее — обязательно письменно) на следующие три вопроса:
    • О чем этот текст?
    • Какие мысли и чувства, по вашему мнению, должны возникнуть у читателей после прочтения этого текста?
    • Зачем вы написали этот текст, какие задачи он должен выполнить?
  2. Второй шаг помогает понять, что конкретно нужно улучшить. Разбейте текст на смысловые блоки (чаще всего это абзацы) и ответьте для каждого блока на следующие вопросы:
    • О чем говорится в этом блоке? (Фокусируйтесь на содержании).
    • Что, как вы предполагаете, читатель должен думать или чувствовать в этот момент? (Фокусируйтесь на аудитории).
    • Для чего служит этот блок, каково его место в структуре всего текста? (Фокусируйтесь на роли фрагмента в целом тексте).
    • Что может помочь читателю лучше понять смысл сказанного? (Примеры, истории, иллюстрации?)
    • Что нужно изменить в этом блоке? Здесь запишите идеи, которые возникнут у вас в ходе ответов на предыдущие вопросы. Не спешите вносить эти изменения, чтобы не возникло путаницы, — вы сделаете это в свое время.
  3. После того, как вы проделали большую работу по переосмыслению текста, пора четко сформулировать главное. Сделайте хороший перерыв (минимум 20 минут), после чего вернитесь к тексту как к целому, посмотрите на него свежим взглядом и ответьте на следующие вопросы:
    • О чем этот текст на самом деле? Каков его главный фокус?
    • Чего сейчас не хватает в тексте для того, чтобы он выполнял свои задачи?
    • Что в тексте лишнее, не ведет в задуманном направлении, отвлекает от главного?
    • Что должны знать читатели, чтобы понять то, что вы хотите сказать?
  4. Теперь, когда вы хорошо понимаете, что именно нужно улучшить, как в целом, так и в деталях, пришло время внести в текст эти изменения. Просмотрите свои выводы по тексту как целому (пункт 3) и его частям (пункт 2) и доработайте текст в соответствии с этим.
  5. И наконец, последние косметические правки. Это завершающий этап работы (а не ее основное содержание, как это часто бывает). Проверьте каждый блок на типичные ошибки:
    • Найдите источники всей информации, в которой вы не уверены на сто процентов. Избавьтесь от неподтвержденных ссылок, таких как «по результатам исследований», «считается» и т.д.
    • Уберите повторы, клише, неясности и слова, создающие ощущение неуверенности («как бы», «попробовать», «наверно», «кто-нибудь» и т.д.).
    • Раскройте выражения, перегруженные смыслом — например, «Я интересуюсь литературой» замените на «Я люблю читать — книги помогают мне находить новые идеи для изменения своей жизни».
    • Замените пассивные формы речи на активные (например: «рама мылась мамой» — на «мама мыла раму»), а существительные — на глаголы там, где речь идет о действии (например, «произошла кража кораллов Кларой» — на «Клара украла кораллы»).

Разумеется, эта последовательность шагов — лишь одна из вариаций возможного. Освоив технику, вы можете затем доработать ее под свои задачи и свой литературный стиль — например, добавить в список вопросов свои типичные ошибки или убрать из него те вопросы, по которым у вас не возникает проблем.

И еще одно дополнение. В свое время еще Аристотель выделил три главных измерения хорошего оратора — logos, pathos и ethos, то есть разум, страсть и характер. В идеале в хорошем тексте должны присутствовать все эти три измерения. (Для того, чтобы понять, так ли это, можно раскрасить текст разными цветами и посмотреть, каково их соотношение). Если с парой «разум — страсть» (логика — чувства, рациональное — эмоциональное) все ясно, то слово ethos стоило бы расшифровать подробнее. По Аристотелю он складывается из трех частей — это жизненный опыт автора, его личные качества и его компетентность в том вопросе, о котором он говорит. Включая в текст эти составляющие, вы поможете аудитории лучше узнать вас и как результат — лучше понять ваш текст.

Практические советы
  • Удобно вести работу в виде таблицы, где в одной колонке — блоки текста, а во второй — место для ответов. Разбивка текста на блоки помогает не забывать обо всех аспектах, по которым идет доработка текста — вместо того, чтобы каждый раз перечитывать весь текст целиком, вы делаете эту работу небольшими частями, благодаря чему лучше концентрируетесь и глубже проникаете в суть. Вот как это может выглядеть:

Техника “До и после” для создания качественных текстов

  • Закончив со вторым пунктом инструкции, можно убрать все вопросы и ответы, кроме последнего («Что нужно изменить в этом блоке») — вот так:

Техника “До и после” для создания качественных текстов

  • Заголовок текста можно включить в таблицу последней строкой — его обычно проще придумать в конце работы.
  • Если вы хотите сделать текст еще лучше, прочтите его вслух или запишите на диктофон и прослушайте. Обращайте внимание на приливы и отливы энергии в своем голосе — часто они указывают на сильные и слабые места текста.
  • Если вы пишете текст, от которого многое зависит в вашей жизни, обязательно попросите нескольких людей прочесть его.

Отправной точкой для разработки «До и после» послужила одна из разновидностей техники Питера Элбоу «Says and Does». В своей модификации я сместил акцент на самостоятельную работу без обратной связи других людей, которая была центральной частью исходной техники — современный ритм жизни редко позволяет рассчитывать на чью-то помощь в таких вопросах.




Похожие статьи:




0 comments to "Техника “До и после” для создания качественных текстов"

Отправить комментарий